Статья Мельникова И.Б. "Почетная миссия заказчика"

11 Июля 2011

Статья Мельникова И.Б. "Почетная миссия заказчика"

        Игорь Борисович Мельников,

        Почетный дорожник России

Почетная миссия заказчика

Создаваемые в настоящее время саморегулируемые организации (СРО) в ближайшем будущем объединят тысячи предприятий. Объединяющая идея в этой связи должна быть направлена, в том числе, на развитие и рост организаций. При этом в перечень задач СРО необходимо добавить инновационную деятельность и обмен опытом.


Саморегулируемые организации должны сформировать стандарты деятельности для участников рынка с четкими требованиями к производимой продукции. Они должны представлять собой, как бы, коллективный бренд, знак качества для своих членов, оказывая им, в то же время, консультационную поддержку и образовательные услуги.

Саморегулируемые организации, выдавая свидетельство на допуск к производству работ и неся ответственность за качество их выполнения, должны ставить задачи повышения квалификации, развития инновационной деятельности и обмена опытом всех входящих в СРО предприятий.

Надо отметить, что основной упор сегодня делается на технологические инновации, являющиеся прямой характеристикой интенсивности развития производства. Вместе с тем, инновации организационного, управленческого, правового, социального характера дают не меньший эффект. Поэтому дорожным ассоциациям и заказчикам нужно всячески содействовать в развитии таких нетехнологических инноваций. Ведь именно они необходимы для того, чтобы сделать компанию способной жить и развиваться в рамках новой реальности, чтобы повысить эффективность и качество ее работы. В этих условиях важнейшую роль в процессе реформирования дорожной отрасли должны сыграть высококвалифицированные кадры. Это особенно касается руководителей, много лет проработавших в отрасли, но не имеющих специальных знаний в области управления предприятиями в современных условиях.

Сегодня очевидна необходимость повышения управленческого уровня. Обучать же основам менеджмента необходимо по самым новейшим образовательным технологиям, системно и, что очень важно, – с практической составляющей.

В Академии народного хозяйства при Правительстве РФ в центре «Президент» начата реализация проекта, цель которого – обеспечить переподготовку руководителей предприятий и организаций дорожной отрасли России в рамках программы «Стратегический менеджмент». Уже прошли и проходят этот курс десятки руководителей дорожных организаций различных форм собственности. Учебные программы курса адаптированы под практические задачи. Будем надеяться, это заложит новую основу для развития дорожной отрасли России, а профессиональный уровень современных руководителей станет соответствовать европейскому.

Надо сказать, что уже в процессе обучения и общения с руководителями предприятий возникали не только управленческие, но и специализированные вопросы, требующие конкретных решений. Так была создана организация АММИ – Архитектурная Мастерская Менеджмента и Инноваций, призванная решать многие проблемные вопросы, время от времени возникающие перед руководителями дорожных подрядных организаций.

Самыми востребованными оказались вопросы внедрения новых технологий, повышения квалификации кадров и обмен передовым опытом.

Инновации можно разделить на три уровня: 1 – мирового, 2 – российского и 3-й – так называемые рационализаторские предложения. Большинство предприятий работают именно на третьем уровне, то есть осваивают свои наработки.

Это свидетельствует о том, что организации замкнуты в себе и ничего или почти ничего из внешней среды не получают. Кроме того, немногие предприятия имеют средства на приобретение нового оборудования, позволяющего осваивать и внедрять инновационные технологии. Второй уровень более доступен, именно его и нужно развивать, по крайней мере, на первом этапе. Речь идет о внутриросийском обмене опытом. В этом вопросе профессиональные ассоциации, а теперь и создаваемые СРО должны взять инициативу на себя, именно они должны поднять дорожную отрасль хотя бы до этого уровня. Необходимо отметить, что сегодня внедрение новой техники и технологий осуществляется практически только крупными организациями.

В последнее время обращается внимание на то, насколько беднее, к сожалению, стали дорожные выставки. Из них практически ушли иностранные разработчики новых технологий. Основной причиной, на наш взгляд, является отсутствие обратной связи между разработчиками, подрядчиками и заказчиками. Заказчик иногда просто не в силах предпринять что-то конкретное в этом направлении, ведь чаще всего внедрение новой техники и новейших технологий приводят к значительному удорожанию контракта. Это еще одно поле деятельности для СРО.

Вот пример внедрения машин Шаттл-Багги, в котором автор статьи принимал самое непосредственное участие и на которое ушло несколько лет.

После приобретения новой техники, уже зарекомендовавшей себя в Америке, подрядной организации пришлось заказывать дважды научные работы в ГипродорНИИ и МАДИ (ГТУ) для получения заключения о целесообразности и возможности применения этой машины на территории России. Чтобы преодолеть психологический барьер, неизбежно возникающий при освоении новой дорогостоящей техники, были проведены два всероссийских совещания. После нескольких попыток удалось включить в план НИОКР разработку СТП на Шаттл-Багги. С помощью центра ценообразования была рассчитана расценка, и только после этого заказчиками дано добро на его применение. После одобрения на всех уровнях новая технология – через пять лет! – впервые была включена в проект.

Что касается эффекта от применения того же Шаттл-Багги, то в результате выиграли и подрядчики, и заказчики! Такой же эффект ожидается и от использования других инновационных продуктов.

Совершенно очевидно, что возможности саморегулируемых организаций следует использовать для конструктивного сотрудничества между подрядными организациями и заказчиками. Это поднимет уровень большинства подрядчиков, что в свою очередь отразится на качественном развитии дорожной отрасли.

У заказчика же появится возможность принципиально повысить качество работ при переходе на новые отношения с подрядными организациями через саморегулируемые организации. Необходимо также ужесточить требования к разработке проектно-сметной документации с включением современных технологий, к конкурсной документации, а также, совместно с СРО завершить, наконец, разработку технологических регламентов и нормативных документов.

Так, например, уже сейчас передовые предприятия добиваются повышения качества за счет принципиально нового подхода к выполнению геодезических работ – это касается как съемки и разработки проектных параметров, так и выноса в натуру. Сюда же следует отнести текущий геодезический контроль. Все это осуществляется благодаря применению новейшего оборудования и программного обеспечения, что дает возможность более тщательно подготовить рабочую документацию, оптимально расходовать дорожно-строительные материалы и делать идеальные профили дорог.

Именно благодаря СРО большинство организаций должно достичь уровня качества работ европейского уровня, ведь законом устанавливается как юридическая, так и финансовая ответственность саморегулируемых организаций, выдавших свидетельство на допуск к производству работ, и это должно стимулировать деятельность, направленную на повышение квалификации, развитие инноваций деятельности и обмен опытом входящих в СРО предприятий.

Для достижения повсеместного высокого качества работ необходимо осуществлять внутренний технический надзор за производством работ, с контролями всех уровней и ведением документации всех видов. Кроме того, важно проводить контроль качества материалов. Ведь сегодня система ИСО практически не работает, большинство организаций ее просто купили, поскольку для участия в конкурсе необходимо наличие сертификата. Очевидно, для развития организаций-подрядчиков, заказчикам следует разрабатывать планы НИОКР совместно с представителями дорожных ассоциаций (или СРО), а также вводить перечни первоочередных инноваций, требующих внедрения в 2009 году. При этом важно обеспечить эти инновации необходимой документацией (СТП, расценками и др.). Соответственно, следует разработать перечни средне- и долгосрочных инноваций, включив их в планы НИОКР.

Для внедрения инноваций по содержанию дорог необходимо предусматривать дополнительные затраты отдельной строкой к нормативу, предварительно получив предложения от эксплуатационных организаций. Именно активная позиция СРО с опорой на такие организации, как, например, АММИ смогут решить задачи по внедрению новых технологий, повышению квалификации кадров и обмену передовым опытом.


Возврат к списку